Узнайте о схемах обмана и способах защиты
Дроп (дроппер) — это подставное лицо, участвующее в схеме мошенничества. Он заводит карту в банке на свое имя и переводит на нее украденные мошенником чужие деньги. Затем дроп снимает наличные в банкомате и передает их мошеннику, за что получает определенный процент от суммы. Нередко дропперы оформляют премиальные карты, чтобы оборот по счету был неограниченным.
Мошенники обращаются к дропам, чтобы самим избежать наказания и сделать цепочку переводов более запутанной. Иногда люди осознанно соглашаются на такую «работу», но в ряде случаев дропы могут не знать, что вовлечены в нелегальные схемы.
Объявления о вербовке дропов могут быть замаскированы под предложения о работе от реальных компаний. Мошенники выдумывают «уважительные» причины, по которым им нужно переводить деньги с одного счета на другой. Самая распространенная — необходимость минимизировать налоговые выплаты.
Если злоумышленник будет пойман, ему грозит преследование по статье 174 УК РФ за незаконную легализацию (отмывание) денежных средств. Наказание определяется тяжестью преступления: от штрафа 120 000 ? до тюремного заключения сроком до 7 лет и штрафом в размере до 1 млн рублей.
В связи с тем, что многие телефоны имеют антиспам, мошенники все чаще звонят в мессенджеры. В качестве фотографии профиля они используют логотип банка, символику МВД и других государственных органов.
Мошенники могут прислать выписки из банка, удостоверение, фото сотрудника и другие документы с печатями, чтобы вызвать доверие жертвы.
Они уговаривают оформить кредит или снять деньги в банкомате (кассе) кассе банка и положить на их счет. Звонящие представляются сотрудниками спецслужб либо банков и убеждают собеседника, что его средства в опасности и единственный способ их спасти — перевести на «безопасный счет».
Если жертва вступает в диалог, мошенники постоянно находятся с ней на связи, нередко даже в режиме 24/7, переключают между разными «структурами», угрожают, давят, сулят спасение. Пострадавшие очень быстро перестают понимать, что и зачем они делают, — и начинают просто выполнять инструкции.
1. Вас торопят уговаривают срочно спасать деньги — прямо сейчас, иначе вы все потеряете.
2. Давят авторитетом и угрожают - сообщают, что при отказе от сотрудничества ждет уголовная ответственность.
3. Настраивают против банка - злоумышленники пытаются убедить человека, что банк замешан в сговоре с мошенниками и говорят, что ответить при звонке из банка для подтверждения операций.
4. Спрашивают коды. Сотрудник банка никогда не попросит код из СМС.
5. Требуют снять деньги в банкомате. И затем внести их на «безопасный счет» через другой банкомат либо передать кому-то наличные.
6. Настаивают на оформлении кредита. Давят на то, что от имени клиента была попытка оформления кредита и для ее отмены нужно «обнулить счетчик» и взять кредит раньше, чем мошенники.
Если в разговоре что-то смутило, просто повесьте трубку и самостоятельно перезвоните в банк по номеру с официального сайта.
Мошенники предлагают вложиться в акции или заманивают стратегиями, которые увеличат вложения в несколько раз.
Но инвестировать предлагают через «специальных брокеров», потому что обычные берут большие комиссии и работать с ними опасно из-за санкций.
Сначала жертва вкладывает небольшую сумму, которую ей дают вывести вместе с полученной прибылью. Затем пострадавший начинает «инвестировать» больше денег, но вывести эти средства уже не получится.
Иногда мошенники прикидываются сотрудниками настоящих брокеров, но суть схемы от этого не меняется.
Главные признаки брокера-мошенника
Если вы стали жертвой мошенничества, обращайтесь за помощью только к квалифицированным юристам, которых нашли самостоятельно. Мошенники могут написать под видом юристов с предложением возврата потерянных у «лжеброкеров» денег.
- Работа без лицензии. У настоящего брокера должна быть лицензия, выданная ЦБ РФ.
- Предложение пополнить чужой счет криптовалютой. Такие переводы не получится отследить и вернуть, чем пользуются мошенники.
- Перевод денег на карту «личного менеджера». Легальные брокеры никогда не требуют предоплаты, а все расчеты проходят только через брокерский счет.
- Гарантии доходности. Честный брокер может подарить несколько акций за открытие счета. Брокер-мошенник пообещает удвоить ваши вложения и заверит, что вы обязательно получите прибыль.
Мошенники рассылают сообщения от имени менеджеров крупных маркетплейсов.
Суть схемы: вам предложат выкупать товары, а потом сразу же продавать их компании менеджера. Чем дороже товар, тем больше обещают заплатить. В качестве тестового задания предложат операцию на несколько сотен рублей.
Особо коварные мошенники после этого и правда переводят на карту сотрудника бонус — это повышает доверие к схеме.
После этого суммы покупок растут. Но «заработок» уже не вывести: для этого нужно выкупить товаров на определенную сумму. Если человек на это соглашается, возникают новые проблемы: «работодатель» попросит заплатить за оформление зарплатной карты, доступ к рабочей программе или помощь менеджера.
- Хороший заработок без опыта работы. Известная компания берет людей даже без собеседования.
- Нет договора. За крупными компаниями пристально следит ФНС. Если она выяснит, что компания работает с сотрудниками без договора и не платит налоги, работодателю грозят огромные штрафы.
- Перевод на карту физлица. Большие компании никогда не просят совершить перевод в пользу физического лица, потому что их невозможно оспорить и вернуть.
- Просят деньги, чтобы дать денег. Даже если для начала работы надо что-то заплатить, честный работодатель просто вычтет нужную сумму из зарплаты (например, деньги на форму или медкнижку).
Злоумышленники взламывают профиль человека в мессенджере, пишут его контактам и просят одолжить денег. А затем отправляют фейковое фото карты, которое должно убедить получателя в том, что ему действительно пишет хозяин аккаунта. Изображение банковской карты с именем человека, которого взломали, генерируют чат-боты.
При этом на подделке указывают номер карты, которая принадлежит мошенникам.
Злоумышленники связываются с сотрудниками компаний, используя поддельные аккаунты в Telegram. Учетные записи содержат Ф.И.О. и фотографии топ-менеджеров.
Собеседник представляется генеральным директором, топ-менеджером организации, в которой работает потенциальная жертва. При этом злоумышленник обращается к сотруднику так, чтобы вызвать доверие. В ходе беседы мошенник предупреждает о скором звонке из МВД, ФСБ и т.д. Он просит никому не сообщать о разговоре, а после него — отчитаться, как все прошло. Затем жертве поступает звонок, в процессе которого могут запрашивать различную конфиденциальную информацию и вынуждать совершать финансовые операции в пользу мошенников.
Чтобы не стать жертвой мошенничества, следует помнить правила цифровой гигиены:
не доверять звонкам и сообщениям с незнакомых номеров, даже если собеседник представляется именем знакомого человека
не разглашать информацию и не совершать действия, о которых просят.
- Настройте двухфакторную аутентификацию во всех мессенджерах и соцсетях, где это возможно.
- Если ваш знакомый написал с просьбой одолжить денег, свяжитесь с ним по телефону, чтобы лично уточнить, не взломали ли его профиль.
- При переводе денег в банковских приложениях проверяйте имя человека, которому отправится сумма.
Мошенники постоянно придумывают новые схемы обмана. Чтобы защитить себя, следуйте базовым правилам финансовой безопасности:
- Из ФСБ, ЦБ РФ и «Госуслуг» гражданам никогда не звонят, а полиция присылает повестку;
- Сотрудники банков и правоохранительных органов не звонят абонентам в WhatsApp и другие мессенджеры;
- При звонке из государственных организаций или банков не просят установить приложения для дополнительной защиты;
- Только мошенники запрашивают данные карты, логин и пароль к личному кабинету, коды из СМС;
- Если по телефону говорят, что нужно снять наличные или взять кредит, чтобы затем внести деньги на «безопасный счет», — кладите трубку;
- Если брокера нет в реестре ЦБ РФ, то доверять такой инвесткомпании не стоит;
- Только мошенники предлагают купить криптовалюту, чтобы «обойти санкции и вложиться в иностранные акции»;
- Если работодатель просит вас сначала заплатить, чтобы получить зарплату, — это мошенник.
1. Самостоятельно выходят на вас.
Вам звонит незнакомый абонент, приходит СМС, электронное письмо или ссылка в мессенджере.
2. С вами говорят о деньгах.
Схемы обмана почти всегда связаны с финансами: предлагают «выгодно» инвестировать, перевести деньги на «безопасный счет» или «легко заработать».
Легенды могут быть разными, но речь всегда про деньги, которые вы можете потерять или получить.
3. Вас просят сообщить личные данные.
Это могут быть конфиденциальные данные вашей карты, логины и пароли к личному кабинету банка, коды из СМС.
4. Вас выводят из равновесия.
Мошенники пытаются вызвать у вас эмоции — напугать или обрадовать. Так они притупляют бдительность потенциальной жертвы.
5. На вас давят.
Мошенники всегда торопят, чтобы не дать вам времени обдумать ситуацию. Если вам не дают права выбора и заставляют немедленно действовать, это подозрительно.
Всегда берите паузу, чтобы разобраться в том, что происходит.